Естественнонаучная грамотность

     


Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и приводить доказательства.

Модель естественнонаучной грамотности исследования PISA - 2015

Три группы умений, характеризующих естественнонаучную грамотность
1.    Объяснение или описание естественнонаучных явлений на основе имеющихся научных знаний, а также прогнозирование изменений.
2.    Распознавание научных вопросов и применение методов естественнонаучного исследования. 
3.    Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

Основным требованием к заданиям по оцениванию естественнонаучной грамотности является то, что эти задания нацелены на проверку умений, характеризующих естественнонаучную грамотность, но при этом должны основываться на ситуациях, которые можно назвать жизненными, реальными или просто интересными ребятам.
Модель заданий по оцениванию естественнонаучной грамотности
Задания, как правило, основаны на проблемном материале, включающем текст, графики, таблицы и связанные с ними вопросы. В свою очередь, каждый из вопросов в составе этих заданий классифицируется по следующим категориям:
•    умение, на оценивание которого направлен вопрос;
•    тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в вопросе;
•    контекст (тематическая область, к которой относится описанная в вопросе (задании) проблемная ситуация);
•    познавательный уровень (или степень трудности) вопроса.

При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трех уровней: личностном (связанном с самим учащимся, его семьей, друзьями), местном/национальном или глобальном (в котором рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира).

Познавательные уровни
Трудность любого вопроса – это сочетание его собственной интеллектуальной сложности (т.е. сложности требуемых мыслительных процедур) и объема знаний и умений, необходимых для выполнения задания. Выделяются следующие познавательные уровни:
•    Низкий - Выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице.
•    Средний - Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснение явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков.
•    Высокий - Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.

Полезные ссылки

Методические рекомендации по формированию естественнонаучной грамотности в 5-9 классах  
Открытый банк заданий
Оценка естественнонаучной грамотности в исследовании PISA
Международный координационный центр исследования TIMSS –  тел.: +1-617-552-1600 – Ina V.S. Mullis, Michael O. Martin – международные координаторы (электронная почта – timss@bc.edu) 
Центр оценки качества образования ИСРО РАО – тел.: +7-495-621-76-36 – Ковалева Галина Сергеевна – национальный координатор России (электронная почта – centeroko@mail.ru )
Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ