Вторник 25.09.2018 Гость

Подготовка к экзаменам: советы психолога

Любой экзамен: будь то выпускной или вступительный – представляет собой стрессовую ситуацию для того, кто его сдает. Особенно велик стресс в случае выпускных и вступительных экзаменов. Подготовка к экзаменам сопровождается высокими эмоциональными, интеллектуальными и физическими нагрузками.

Напряжение нарастает из-за:

  • высокой личной значимости будущего поступления в высшее учебное заведение (ВУЗ) – Обучение в вузе связывается с выбором жизненного пути, построением карьеры, личным успехом и т.п.
  • возникшей угрозы снижения самоценности – В случае неудачи на экзамене появляется или усиливается негативная установка «Я плохой», «Я глупый», «Я неудачница» и т.п.
  • неопределенности конечного результата – Даже при достаточной усердной и добросовестной подготовке существует некоторая вероятность не пройти испытания.
  • необходимости повторения, а нередко и освоения, большого объема информации – Выпускные экзамены требуют достаточно глубоких знаний практически каждого учебного предмета за весь период обучения в школе.
  • дефицита времени – Недостаток времени возникает из-за необходимости готовиться к выпускным и вступительным экзаменам в очень сжатые сроки.
  • постоянного накопления эмоционального напряжения – Эмоциональное напряжение, сохраняющееся после сдачи очередного экзамена, усиливает напряженность перед последующим, что приводит к утомлению, появлению чувства опустошенности и беспомощности.
  • высокой ответственности перед педагогами, а также родителями, ближайшими родственниками и друзьями – Каждый педагог связывает с выпускным классом определенные ожидания, например,все ученики закончат обучение на «хорошо» и «отлично». У большинства родителей также появляются дополнительные ожидания по отношению к детям, их карьере, будущему жизненному успеху и т.п. Многие из них вспоминают собственный успех или неудачу на выпускных экзаменах, собственный опыт карьерного роста.

Успех на выпускных экзаменах связан не только с глубоким знанием учебных предметов. Он во многом определяется высокой самодисциплиной, умением контролировать время подготовки и отдыха, способностью к преодолению эмоциональных и интеллектуальных нагрузок и барьеров. Научиться преодолевать лень, тревогу и усталость можно с помощью несложных приемов,которые предлагают психологи. Их применение помогает:

 

  •  
  • ослабить эмоциональное напряжение;
    • сохранить хорошее самочувствие и настроение.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ОПТИМАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ:

Упражнение «Слоновая техника» – Упражнение используется при решении больших и очень больших задач.

 В основе техники – деление большой задачи на маленькие, каждодневные задачи. Главную задачу следует вообразить ввиде слона. Например, при подготовке к экзамену по литературе в виде слона можно вообразить все художественные произведения, содержание которых необходимо знать. Конкретные произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и т.п. представляются ввиде ушей, хвоста, ног, хобота и других частей тела воображаемого слона.
 Решение маленьких задач, т.е. чтение и анализ отдельных произведений, поможет поглотить «слона» в целом.
Инструкция: При выполнении упражнения «Слоновая техника» пользуйтесь следующими конкретными правилами:относитесь спокойно к большим «слонам»;воспринимайте всех «слонов» как захватывающие ваше сознание возможности;в своем воображении разрежьте «слона» на маленькие удобные кусочки;сосредоточьтесь на задачах дня и «заглатывайте» кусочки каждый день;позаботьтесь о том, чтобы съедать одного и того же «слона», пока от него ничего не останется, а затем принимаетесь за другого.
Упражнение «Вопросы к себе» – Упражнение направлено на структурирование объема и этапов работы, на творческую организацию времени. Его целесообразно применять при появлении большого количества задач, которые надо решать в сжатые сроки.
Инструкция: Непосредственно перед каждым важным этапам подготовки к экзамену задавайте себе следующие вопросы:Какова моя цель на этом этапе?Сколько времени в моем распоряжении?Как лучше использовать это время?Какие задачи нужно решить в первую очередь?В какой последовательности должны решиться эти задачи?Что нужно подготовить для решения каждой задачи?
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВНИМАНИЯ:
Упражнение «Прогулка» – Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания, зрительной памяти.
Инструкция: Вспомните какую-либо другую знакомую улицу того города, в котором вы живете. Затем представить себе прогулку по какой-либо стороне этой улицы. Гуляя в своем воображении по левой или правой стороне улицы, вспомните и назовите вслух (или запишите в тетради) все стоящие на ней дома, театры, магазины, автобусной остановки. Вспоминать надо дом за домом, ничего не пропуская.При случае можно проверить себя, насколько хорошо вы помните эту часть города.
Упражнение «Спички» – Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания и зрительной памяти
Инструкция: Приготовьте коробок спичек и лист газеты (или платок). Возьмите из коробка несколько спичек, не пересчитывая. Бросьте их на стол перед собой. Сосчитайте до трех и накройте газетой.Спросите себя, сколько спичек Вы бросили? Восемь?Возьмите из коробки восемь спичек и на открытой части стола разложите их так, как те, что лежат под газетой (или платком).Проверьте себя: откройте на две секунды лист, исправьте ошибки и проверьте себя снова.