Суббота 17.11.2018 Гость

Что такое школьная тревожность?

 Для каждого ребенка поступление в школу - это яркое чрезвычайно значимое событие. Но все они по-разному привыкают к новой обстановке и новым требованиям предъявляемым школой, у многих процесс адаптации затягивается. Одни с радостью ждут каждого дня учебы, другие с беспокойством глядят на родителей, когда те произносят слова «школа».

Негативные переживания, опасения ребенка по поводу разных сторон школьной жизни могут стать очень интенсивными и устойчивыми. Специалистами такие эмоциональные нарушения обозначаются по-разному.Термин "школьный невроз" используют, когда у школьника отмечаются "беспричинные" рвоты, повышение температуры, головные боли... Причем именно по утрам, когда нужно собираться в школу. В каникулы такие симптомы почему-то исчезают.

"Школьная фобия" обозначает крайнюю форму страха перед посещением школы. Она может и не сопровождаться телесными симптомами, но без медицинской помощи в таком случае обойтись трудно. А школьная тревожность? Это сравнительно "мягкая" форма эмоционального неблагополучия. Но она может перерасти и в гораздо более серьезную форму.

Так каковы же причины школьной тревожности?

Прежде всего, причины определяются природной нервно-психической организацией школьника. Не в последнюю очередь - особенностями воспитания, завышенными требованиями родителей к ребенку (всё нужно делать только на "отлично"). Такой ребёнок постоянно должен оправдывать высокие ожидания взрослых. Он находится в ситуации постоянного напряжённого ожидания: сумел – не сумел угодить родителям. Особенно трудно ребёнку приходится, если требования и реакции взрослых непредсказуемы и непоследовательны. У некоторых детей страхи и нежелание ходить в школу вызваны самой системой обучения, в том числе несправедливым или нетактичным поведением учителя. 

Причем среди таких детей есть школьники с самой разной успеваемостью. Так же влияет смена школьного коллектива (необходимость устанавливать новые взаимоотношения). Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

Из наблюдений психологов можно выделить несколько особенностей тревожных детей:

1. При достаточно хорошем уровне обучаемости учитель, по каким то причинам, относит данного ребенка в разряд неспособных или недостаточно способных к учению.

2. Эти школьники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания.

3. На уроке при ответе на вопрос, даже зная правильный ответ, тревожный ребенок молчит или говорит еле слышно, может заикаться,краснеет, начинает плакать и т.д     

4. Если не удаётся сразу справиться с заданием, тревожный ребёнок отказывается от дальнейших попыток. Неудачу он объясняет не своим неумением решать конкретную задачу, а отсутствием у себя всяких способностей.Как правило, школьная тревожность свойственна детям и других школьных возрастов. Проявляться она может в их отношении к оценкам, страхе перед контрольными и экзаменами и т.п. Существует множество способов помочь такому ребенку. 

Самое главное - это сразу заметить тревожность у ребенка и обратиться к специалисту (обычно это школьный психолог, но возможны и другие специалисты) для недопущения дальнейшего перерастания тревожности в фобию.  

И обязательно нужно помнить, что главная опора у ребенка - это Вы, его родители. Только через постоянный контакт между родителем и ребенком можно избежать всевозможных проблем в развитии ребенка. Через беседу родитель может узнать обо всех трудностях и страхах возникающих у ребенка и только через доброжелательное общение он сможет помочь найти пути разрешения всех проблем учащегося.